Energia Shamanica
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Шаманизм центральной и северной Мексике

Перейти вниз

Шаманизм центральной и северной Мексике Empty Шаманизм центральной и северной Мексике

Сообщение автор Цельный Чт Ноя 03, 2011 10:57 pm

Шаманизм центральной и северной Мексике

Статья представлена в рамках сессии Компаративного исследования месоамериканских целителей на 97-й ежегодной встрече Американской Антропологической Ассоциации в декабре 1998 года (со 2 по 6 декабря), Филадельфия, Пенсильвания. Позже статья была опубликована в книге «Месоамериканские целители» (2001) под редакцией Брэда Р. Хьюбера и Алана Р. Сандстрома.

Отрывок.

Шаманизм базируется на законах природы, как их видят индейцы. Это традиционное мировоззрение по существу является анимистическим. Люди верят, что оживлённые силы содержатся во всём живущем и во всех движущихся объектах. Оживлённые силы являются первоосновой жизни. Оживлённую силу часто называют душой или альмой на европейских языках, но такой перевод искажает его значение в силу неуместного христианского подтекста. Антропологи иногда концептуализируют идею оживлённых сил как посещение шаманом другого мира духов.

Не затронутая проникновением извне анимистическая философия относительно проста. Все вещи движутся и действуют поскольку их оживлённые силы дают им возможность так поступать. В местном индейском мировоззрение не делается различий между символическим и физическим воздействием или между психологической или лекарственной причинностью. Все значительные действия являются результатом работы оживлённых сил. У этих сил есть и своя иерархия – на вершине находятся солнце и луна, на её дне – камни. Оживлённые силы людей расположились посередине этой иерархии. У людей есть власть над камнями, у которых нет оживлённых сил, но нет сил изменить движение солнца или звёзд, у которых мощная оживлённая сила. Люди доминируют над животными. Существа более сильные доминируют над людьми.

Традиционный шаман способен видеть и манипулировать оживлёнными силами. Традиционные шаманы находятся в поисках знаний о силе, хотя шаманы курандеро также придерживаются этой концепции. Поиски знания у традиционных шаманов не только являются практическими средствами для исцеления, но также и духовно вознаграждаются для шаманов. Сообщество вовлечено в поиск и считает это религиозным призванием. Традиционный шаман в ответ на такую поддержку проводит ритуалы для сообщества. Традиционный шаман также является религиозным лидером.

Шаманская магия не противоречит наблюдению Малиновского о том, что магия в общем является продолжением человеческих усилий там, где обычная прикладная наука бессильна (1948:30). Когда в одном сообществе есть и травник и шаман, то с обычной медицинской проблемой, где колдовство не подпадает под подозрение и когда положительный эффект от обращения вполне ожидаем, обращаются к травнику. Когда болезнь оказывается трудноизлечимой, то обращаются к шаману, который и имеет дело с скрывающимися за этим оживлёнными силами. Разница между травником и шаманом заключается в том, что травник ограничивает себя назначением ботанического лечения пациенту и избегает контакта с оживлёнными силами. Шаман, с другой стороны, противостоит оживлённым силам.

Традиционные шаманы используют видения и транс для того, чтобы видеть и иметь дело с оживлёнными силами. В западном регионе шаманы отправляются на поиски видений; например, некоторые шаманы уичолей отправляются в леса, чтобы посоветоваться с волками получить волчью силу (Eger Valdez 1996:273-274). На востоке шаманы входят в транс во время ритуалов. Галлюциногены, например, пейот (Furst 1972), дурман и марихуана

Сьерра ниан ниу и науа верят, что оживлённую силу человека охраняют духи животных-спутников (тонали). Дух спутника-животного рождается в то же время, что и сам человек. Их редко когда видят, но они помогают человеку преодолевать трудности на жизненном пути сверхъестественно. Шаманы могут видеть духов спутников-животных и работать с ними.

Злые существа

В индейском мировоззрении существуют недоброжелательные и злые существа, которых можно подразделить следующим образом:

1.Малые боги,
2.Ветерки,
3.Злые духи животных-спутников,
4.Меняющие формы ведьмы.

Малые боги разнятся от места к месту. Люди верят, что они с готовностью представляют свои услуги колдунам. Среди теенек они известны как «каратели» (Alcorn 1988:231). Часто они могут управлять ветерками, неистовыми бесплотными существами, которые нападают на всех. Сьерра ниан ниу вырезают бумажные фигурки злых существ, таких как Владыка евреев, Царица земли, Молния и Радуга.

Духи животных-спутников колдунов являются злыми. Например, в мифах уичолей в качестве любимцев колдунов перечисляются совы и лисицы. Сьерра ниан ниу также указывают на этих двух духов спутников-животных. Другие животные живут в ещё более ужасной области. Некоторые люди верят в кошмарные кровососущие существа, обычно в виде грифов и сов, которые могут принимать, а могут и не принимать человеческое обличие (Nutini 1993). Иногда в фольклоре определённой культуры сложно отличить этих кошмарных созданий от духов животных-спутников колдуна.

Атаки бестелесных существ

Ветерки, или ветры, являются злыми существами, которые нападают на подошедших близко к ним людей. И хотя есть множество свидетельств того, что поверья в ветерки является распространённым, самому поверью дают столь разные словесные характеристики, что не всегда легко в них разобраться. Сьерра ниан ниу зовут их дахи (dähi), ветра, и считают, что они живут в каньонах. Нападают они неожиданно и болезненно, как бешеные собаки (Dow 1986:92). Матлацинки верят, что ветерки живут в каньонах или возле источников воды (Mellado et al. 1994:372).

Ветерки ассоциируются с мёртвыми. Они могут бродить там где кто-то умер. Они могут быть там куда ударила молния. Матлацинки отличают несколько видов ветерков: ветерок молния, ветерок гром, ветерок сильного внезапного испуга (espanto), речной ветерок и ветерки, насланные проклятьем (Mellado et al. 1994:368). В основном ветерки бывают в тёмных и сырых местах, а также где сквозняки и где кто-либо умер. Они похожи на тёмный прохладный ветер, который продувает землю непосредственно перед грозой. Некоторые пурепеча в отдалённых горных зонах наподобие Чарапана до сих пор верят в существо Мирингу или Мирингуа, «трикстер», ветерок, который появляется в качестве лёгкого ветра, высушивающего растения (Mellado et al. 1994:667). Шаманы тотонаков изображают ветерки человекоподобными фигурками (Ichon 1974:271). Сьерра ниан ниу используют бумажные фигурки (Dow 1986:32). У сьерра ниан ниу Гром и Молния являются малыми богами, распоряжающимися ветерками.

Источник: http://mesoamerica.narod.ru/mexican_shamans.html
Цельный
Цельный
Admin

Сообщения : 263
Дата регистрации : 2011-10-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения