Energia Shamanica
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Шаманы Америки доколониальной эпохи

Перейти вниз

Шаманы Америки доколониальной эпохи Empty Шаманы Америки доколониальной эпохи

Сообщение автор Цельный Пн Ноя 28, 2011 2:03 pm

Доколониальная эпоха

В преиспанской культуре у науа существовали самые разные виды шаманов, которые с одной стороны, могли насылать различные болезни, а с другой – исцелять их. Имеется ввиду, что один и тот же шаман мог быть «плохим» и «хорошим», то есть его сила могла быть одинаково направлена как на благополучие и здоровье другого индивида, так и на его разрушение.

Среди шаманов науа особо выделялись nahualli, или «знающие», которые обладали сверхъестественными силами, позволяющими им превращаться в различных животных. Nahualli пользовались уважением, и к ним шли за серьезным советом.

«Хороший» шаман был целителем и защитником; «плохой» - насылающим злые чары, порчу и болезни. В любом случае, каждый шаман, обладающий способностью превращения, назывался nahualli; превращаясь в животное, шаман делал его своим двойником (nahualli). Например, tlacatecolotl – человек-сова (который также обладал способностью превращаться в собаку), считался злокозненным колдуном, который мог наслать болезнь жертве путем сжиганием деревянной фигурки с ее изображением, проливанием на фигурку своей собственной крови, или даже мог поднести жертве отравленное питье. Такие злокозненные нагвали назвались tecotzquani (поедатели ножных икр), и teyolloquani (поедатели сердец), потому что они занимались черной магией. Их магия заключалась в одевании деревянной фигурки жертвы в похоронные одежды, и в последующем сжигании этой фигурки с целью вызвать смерть выбранной жертвы. Покровителем злых шаманов считался Науальпилли – один из образов Тескатлипоки. А среди «благодетельных» нагвалей существовали teciuhazqui, или заклинатели дождя и града (graniceros), которые могли вызвать дождь и град, и заклинаниями остановить их.

Шаман, который специализировался на целительстве, назывался ticitl – «тот, кто практикует медицину - ticiotl». Считается, что такие «курандеро» обладали особыми познаниями в травах, рвотных снадобьях, лекарственных напитках и практике надрезаний; они также умели насылать болезни и соблазнять женщин, чтобы затем сделать их жертвами своего колдовства. Эти шаманы практиковали множество побочных специальностей, в частности шаман-paini занимался ясновидением, имел особые познания в применении галлюциногенов и лечил преимущественно душевные заболевания. Такие курандеро проходили религиозные инициации, состоящие из акта смерти и последующего схождения в потусторонний мир, где они получали специальное обучение в области медицины – в искусстве диагностики, методах лечения, и получали знания о священных травах. Для диагностики применялось ясновидение, для которого применялись самые разнообразные средства: при помощи узелков, веревочек, семян кукурузы, воды, ритуального календаря, знамений, толкований сновидений и применение галлюциногенных и психоактивных растений, как то: грибов, пейота, ололиуки (ololiuhqui – вьюнок пурпурный), дурмана обыкновенного (toloache), разновидности дурмана (tlapatl), полыни (estafiate, istafiate), и прежде всего – табака (picietl)3. Толкователем галлюцинаций выступал сам «paini» - «выпивающий зелье» - то есть тот, кто сам употреблял галлюциногены а затем проводил диагностику, или же заставлял выпивать травяное зелье своего пациента. К «паини» обращались при особо долгих и тяжелых болезнях, которые, как предполагалось, были вызваны колдовством. В частности, в текстах упоминаются такие болезни, как испуг, тоска и «сердечная тошнота». Заболевший, после применения галлюциногена, сам начинал показывать на те части тела, где гнездилось заболевание.

Другой «ticitl» производил диагностику путем толкования сновидений. Такой шаман назывался temiquiximati - «знаток сновидений», и хотя в его распоряжении были книги с различными толкованиями снов, он проводил диагностику в основном благодаря своим сверхъестественным силам и своей способности управлять духом, отделенным от тела. Этих шаманов, по роду их занятия, называли «детьми ночи», в честь Тескатлипоки и Малинальшочитль, колдуньи и сестры самого Уицилопочтли. Она была злобной дикаркой, «хватательницей за икры, обманщицей людей, сводящей их с верного пути, усыпительницей людей, которая заставляла их поедать гадюк и филинов, превращая их в сороконожек и пауков… и творя колдовство… была она подлой негодницей, - пишет Тесосомок» (1975, р.28)

Среди древних майя было множество самых разных шаманов, и в первую очередь шаманами были сами правители, которых изображали на стелах с жреческими атрибутами и инсигниями высшего небесного божества, именем которого они управляли. В колониальных текстах киче и какчикелей их называли «nawal winak» - «люди-нагвали», и давали описание их сверхъестественных сил, в частности - их способности превращаться в ягуаров и других животных, подниматься на небеса, спускаться в потусторонний мир, обладание большой физической силой и чрезвычайно острым всепроникающим взором, который имел ясновидящую силу. В текстах не упоминаются методы, которыми пользовались правители, нет и упоминания о священных растениях, однако имеются ссылки о том, что правители могли исцелять и употребляли галлюциногены, как это водилось у науа. В текстах, однако, упоминаются суровые практики аскетизма, которым следовали правители, и ритуальная атрибутика, которая, в свою очередь, являлась отличительным знаком их власти. Атрибутика включала в себя кости орла, ягуара и пумы, голову и ноги оленя, черные и желтые камни – очевидно, используемые для прорицания, а также перья цапли, кецаля и голубой танагры, хвост сарыча, табак, каменные фигурки грибов и шипы для ритуала кровопускания; также упоминаются «травы для омовения», которые очевидно были лекарственными растениями.

Источник: http://mesoamerica.narod.ru/garza_shaman.html
Цельный
Цельный
Admin

Сообщения : 263
Дата регистрации : 2011-10-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения